Советы родителям первоклассников.

«Скоро в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. А если Ребенок идет в школу ПЕРВЫЙ РАЗ, то тем более…

Родители начинают думать:

  • готов ли мой ребенок к школе?
  • хватит ли ему усидчивости?
  • что делать, если ребенок не любит убирать за собой?
  • как быть, если вместо положенных крючков сын или дочь выводит каракули?
  • обучать ли ребенка чтению?
  • в какую школу его отдать?
  • какую учебную программу выбрать?

Обнаружив, что ребенок что-то не может, начинают искать:

  • экспресс – студии по подготовке к школе,
  • группы по подготовке и т.д.

Обычно родителям обещают обучить ребенка чтению, письму, счету. Родители успокаиваются. Научат. Значит «наш» не хуже других будет. А у ребенка начинаются слезы, упрямство, нет желания идти в эту студию, где все «экспресс». Родитель срывается на ребенка ребёнок замыкается и «ненавидит» идти в школу…

Что же делать?

  • Прежде всего, успокоиться и понять, что «не вы первые, не вы последние».
  • Посмотрите на своего ребенка со стороны.
  • Почитайте «умные книги» (список прилагается).
  • Поиграйте с ребенком в «умные игры» (игры будут даны).
  • Обратитесь к специалисту, чтобы он оценил возможности и уровень Вашего ребенка и подсказал, на что обратить внимание.
  • Спокойно побеседуйте со своим ребенком:
    • Расскажите о школе (не приукрашивая и не стращая).
    • Поговорите о возможных взаимоотношениях со сверстниками и учителем (не запугивая и не рисуя радужных картин).
    • Вспомните радостные минуты своего школьного детства (свои огорчения).
    • Постарайтесь вспомнить свои школьные сюрпризы, подарки, праздники, первые положительные оценки (где и за что).
    • Постарайтесь, покупая вместе все принадлежности для школы, вспомнить свой первый пенал и свою первую ручку, портфель, форму.
    • Расскажите, как приятно вам было идти в школу и чувствовать запах свежевыкрашенных парт, тонкий запах астр, георгинов, роз.
    • Постарайтесь дать понять ребенку следующее: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями».
  • Для ребенка «первый раз – в школу», все равно что для нас первый раз на работу: как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут – тревога ожидания, настороженность и, если вдруг действительно не поймут, боль, обида, слезы, капризность. Кто поможет нам? Кто поможет нашему Ребенку? Только мы – родные люди.
  • Поддержите, приласкайте, погладьте (человеку необходимо 16 поглаживаний в день).Расскажите сказку и через игру, сказку, музыкальные образы и т.д. постарайтесь настроить его на обучение.

Обратите внимание:

  • К школе ребенка нужно готовить с рождения (а может быть, и раньше), тогда не будет паники перед школой.
  • Лучше с самого начала запастись полезной литературой и постепенно её читать.
  • Желательно с самого рождения играть с ребенком в «умные игры» (домино, конструкторы и т. д.). Они универсальны и развивают умения, навыки, качества, которые необходимы в школе.
  • Если Вы привыкли быть с книгой, Ваш ребенок будет делать то же самое.
  • Если Вы рисуете вместе с ним, лепите, изобретаете, от этого двойная польза (только не делайте за него, делайте вместе).
  • Если ребенок с детства общается с энциклопедиями, словарями (самыми разными), справочниками, это снимет многие проблемы в школе.
  • Если ребенок вместе с Вами бывает в музеях, на выставках, на интересных спектаклях, то это еще один «плюс».
  • Если, гуляя с ребенком (в парке, в лесу), Вы много рассказываете ему о растениях, птицах, животных, а также даете высказаться самому ребенку и внимательно его слушаете – это еще один «плюс». Развиваются любознательность, речь, умение слушать и пр.
  • Если Вы даете возможность высказаться ребенку по тому или иному вопросу и стараетесь выслушать его до конца, то помогаете развиваться его речи, его логическому мышлению, содействуете внутренней свободе, раскрепощению.
  • Если Вы умеренно смотрите телевизор, и только то, что полезно, то уберегаете своего ребенка от «рекламомании», страхов, нервного перенапряжения, рекламных шаблонов в речи, плохого зрения, недосыпания и многого другого.
  • Если Вы вместе с ребенком пытаетесь выпускать газеты к праздникам (и не только), свои самодельные книжки, то Вы развиваете его творческое мышление, воображение, умение работать в коллективе и быть полезным для него.
  • Если Вы стремитесь понять слезы и переживания Вашего ребенка, то способствуете созданию более доверительных отношений между вами.
  • Если Ваш ребенок с удовольствием заботится о Ваших родителях, то Вы воспитываете в нем не только заботливого внука, но и сына (дочь), и отца (мать).
  • Если Ваш ребенок не забывает о Вашем дне рождения, готовит что-то сделанное своими руками, примите это с благодарностью и любовью и поставьте на самое видное место.
  • Если Ваш ребенок стремится в чем-то помочь Вам, пусть неуклюже и не очень аккуратно, постарайтесь принять это и оценить это и оценить, так как Ваш ребенок хотел помочь Вам как мог…

Все это и многое-многое другое – слагаемые успешного обучения Вашего ребенка в школе.

Старайтесь:

  • обойтись без «не»: не трогай – разобьешь, не делай – все равно не получится, не беги – упадешь. Не провоцируйте своего ребенка на отрицательные действия. Лучше скажите: «Отодвинь чашку от края», «Беги осторожно! Береги коленки!», «Попробуй! Если будет трудно, позови меня» и т.д.;
  • обойтись без сравнения своего ребенка с другими. Сравнивайте своего ребенка с самим собой: «Вчера ты два слова прочел, сегодня уже три. Молодец!»;
  • не говорить о недостатках своего Ребенка другим людям в его присутствии. Это только, кажется, что он чем-то занят и ничего не слышит;
  • не советоваться с людьми относительно ребенка в его присутствии;
  • не принимать «в лоб» все то, что написано в тетрадях - «подготовишках»: «Нарисуйте 20 кружочков и 30 палочек». Учитывайте настроение ребенка, его желание заниматься, его самочувствие и то, что в данном возрасте многое нужно делать через игру.

Успехов Вам и Вашим детям!