Иванова Ольга Владимировна - учитель начальных классов


ТЕХНОЛОГИЯ
Н.А. Цирулик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук(М.М. Кольцова).

Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметнопрактической деятельностью развиваются тонко координированные движения точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительнопространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы,чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский)необходим людям многих профессий.Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всехучебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн).

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета-оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.

В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:

  • духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
  • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
  • развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли,чувств;
  • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
  • формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
  • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

Содержание программы

1 класс (33 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Мир профессий, их социальное значение. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - человек», «Человек - художественный образ».

Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства). Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, аудио и видеоматериалам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий.

Задания разных типов от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы) до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные,групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе. Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

2.1. Многообразие материалов.

Бумага разных видов, ткань, природный материал плоский и объемный, пластилин, «бросовый» материал, текстильные материалы (нитки, тесьма и т.д.).

Свойства материалов:

  • бумагу можно резать, складывать по прямой, рвать, сминать, приклеивать, скручивать;
  • пластилин можно отрывать от куска,отрезать ниткой или стекой, сминать, придавать разную форму, размазывать;
  • ткань можно резать, сшивать;
  • нитки использовать для соединения деталей из ткани, тесьму можно вплетать, сутаж, веревки использовать для косого плетения.

2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, трафарету, с помощью линейки.

Сборка и соединение деталей: клеем, нитками, переплетением, скручиванием, пластилином.

Отделка: вышивкой, аппликацией, раскрашиванием.

Виды художественной техники

Лепка

  • «Печатание» узоров и рисунков на пластилиновой основе.
  • «Рисование» жгутиками из пластилина.
  • Лепка конструктивным способом несложных фигур.
  • Лепка из снега.

Аппликация

  • Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов).
  • Аппликация из пластилина.
  • Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев). Детали можно дорисовывать.
  • Аппликация с использованием «косичек».

Мозаика

  • Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
  • Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Художественное складывание

  • Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника.
  • Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

Плетение

  • Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
  • Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
  • Простейшее узелковое плетение.

Шитье и вышивание

  • Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку.
  • Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.
  • Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Работа с технической документацией (эскизы, схемы). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка,перевернуть. Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы, схемы.

Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам.

3. Конструирование и моделирование.

Понятие о конструкции изделия

  • Деталь изделия.
  • Выделение деталей изделия.
  • Виды соединения деталей.
  • Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и по заданным условиям.

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур

  • Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.
  • Геометрическая мозаика.

Объемное моделирование из готовых геометрических форм

  • Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
  • Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

  • Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.
  • Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.
  • Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

Художественное конструирование из природного материала

  • Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.
  • Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.

Моделирование несложных моделей из деталей конструктора.

ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1

1 класс (33 часа)

  • Лепка 3 часа
  • Аппликация 3 часа
  • Мозаика 3 часа
  • Художественное складывание 3 часа
  • Плетение 3 часа
  • Шитье и вышивание 3 часа
  • Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических фигур 2 часа
  • Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм 4 часа
  • Объемное конструирование и моделирование из бумаги 3 часа
  • Художественное конструирование из природного материала 2 часа
  • Работа с конструктором 1 час
  • Резервное время 3 часа