Учебники, рабочие тетради для 1 класса
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Обучение грамоте
Автор программы - Н.В. Нечаева
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух составляющих языка: системы языка и речи.
В процессе обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых и внеязыковых средств. Представляемый курс обучения грамоте не ограничивается формированием общеучебных умений чтения и письма, он ориентирован и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям жизнедеятельности, на формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшей успешной учебной деятельности.
Тетради для учащихся
Кроме «Азбуки», комплект включает тетради по письму, тетради по чтению и рабочую тетрадь «Звуки и буквы» (1 часть, «Учусь грамоте»).
Тетради по письму (авт. Н.В. Нечаева, Н.К. Булычева) содержат образцы букв и их элементов, которые рассчитаны на праворуких и леворуких детей. В ходе обучения письму первоклассники на непреднамеренном уровне готовятся к изучению систематического курса русского языка: здесь есть упражнения для наблюдений грамматических и смысловых особенностей слов и предложений.
В комплект входят также тетради по чтению «Я читаю» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец). Они содержат игровые и проблемные задания, веселые тексты, красочные иллюстрации. Тетради помогают первоклассникам расширить опыт чтения, активизировать словарь, получить знания об окружающем мире и литературе, а также развить психофизиологические функции, необходимые для чтения. Наличие страниц с приклейками вносит разнообразие в процесс усвоения материала, является дополнительным фактом мотивации учебной деятельности.
Рабочая тетрадь «Звуки и буквы: Учусь грамоте» (авт. О.А. Мельникова) в ненавязчивой форме поможет ребенку освоить трудные для этого возраста темы, такие как различение мягких–твердых согласных, употребление мягкого знака и йотированных букв, написание жи–ши и других орфограмм. Особенность этой тетради состоит в том, что первоклассник тренируется в игровой форме, выполняя разные по форме и уровню трудности задания, в основе которых лежит звукобуквенный анализ; материал тетради дает возможность и для лексической работы. Рабочая тетрадь может использоваться в рамках любого комплекта по обучению грамоте в 1 классе со второго-третьего месяца обучения.
Русский язык
Автор программы - А.В.Полякова
Курс русского языка, разработанный А.В. Поляковой, выпускается в издательстве «Просвещение». В связи с переходом на ФГОС НОО указанный курс был в некоторой степени скорректирован и дополнен новыми рабочими тетрадями.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
- познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В таком сотрудничестве учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную).
Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа нацеливает на систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на языковое чутье, обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями.
Математика
Автор программы: И.И. Аргинская
Авторы учебников: И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина.
Цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов,процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.
Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.
На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях; демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке.
Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных, и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах, которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Рабочие тетради для учащихся
Авторы: Е.П. Бененсон, Л.С. Итина
Курс математики обеспечивается рабочими тетрадями, которые дополняют учебники и способствуют формированию прочных вычислительных навыков, необходимых для усвоения учебного материала. Задания тетрадей разнообразны по тематике и способам выполнения. Раскрашивая и восстанавливая рисунки по деталям, отгадывая ребусы головоломки, учащиеся, увлекаясь игровым сюжетом, производят вычисления, находят значения выражений, повторяют табличные случаи умножения и деления. Это способствует как закреплению полученных при изучении программных тем знаний и умений, так и общему развитию детей.
Окружающий мир
Авторы программы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Основу интегрированного курса составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок), – служит упорядочиванию широкого и разнообразного содержания интегрированного курса.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Рабочая тетрадь для учащихся
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся. Предложенные в ней задания расширяют знания детей об окружающем мире и придают им действенный характер, создавая условия для общего развития детей.
Новое издание тетради имеет свои особенности. Содержание тетради расширено за счет заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий у учащихся. В конце тетради для 1 класса есть разрезные карточки, которые дети могут использовать при работе с разными заданиями. Тетрадь прекрасно иллюстрирована.
Литературное чтение
Автор программы: В.А. Лазарева
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства, являющийся предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. Поскольку литература - это вид искусства, то на уроках литературы нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами.
С одной стороны, литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и всего человечества.С другой - литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей,соответствующих общечеловеческим нравственным образцам.
Но сами собой нравственные знания и тем более ценности не «перетекают» в душу ребенка. Они должны быть добыты им самим в результате осмысленного чтения и эмоционального восприятия художественных текстов, изучаемых на уроках. Поэтому приоритетной целью обучения литературному чтению в курсе В.А. Лазаревой является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознавание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения.
Технология
Автор программы: Н.А. Цирулик
Начальное технологическое образование должно обеспечить возможность более гармонично развиваться и жить в современном мире.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности.
Пособия для учащихся
Курс обеспечен рабочими тетрадями и тетрадями для практических работ для учащихся.
Рабочая тетрадь «Школа Волшебников» является учебным пособием по технологии. Она посвящена получению первичных навыков работы с бумагой - вырезанию, складыванию, гофрированию, приклеиванию, а также обрыванию, складыванию, плетению, оригами. В тетради содержится система заданий для развития творческого мышления детей и приводятся различные способы самооценки достижений. Страницы с цветной бумагой и выкройками предназначены для разрезания.
Тетрадь для практических работ «Бумажные фантазии» является приложением к учебнику «Технология. Умные руки», 1 класс, специально разработана как дидактический материал для использования вместе с ним.
Задания тетради являются непосредственным продолжением, развитием заданий учебников.
Изобразительное искусство
Автор курса С.Г.Ашикова
В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения, что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Содержание учебника направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.
Альбом «Лаборатория искусства» содержит задания различной сложности: ребенок сначала тренируется на базовом задании (левая сторона странички), а затем выполняет более сложное задание на правой стороне страницы. При выполнении базовых упражнений ребенок научится управлять пальцами руки, которая держит карандаш, контролировать глазами качество выполнения рисунка и сопоставлять свою работу с образцом в альбоме; благодаря заданию повышенной сложности получит возможность приобрести дополнительные навыки и знания в данной теме.
Альбом позволит детям познакомиться с широким спектром художественных материалов, их особенностями, свойствами и способами применения в изобразительном искусстве; помогут лучше понимать произведения искусства и воспринимать их выразительность; научат рисовать на тонированной бумаге, чтобы разнообразить художественные подходы и приблизить к профессиональной, грамотной работе художника; познакомят ближе с понятием «цветной круг», в котором заключены законы цветовых сочетаний и гармоний.
Музыка
Автор программы: Г.С.Ригина
Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.
Музыкальный материал в учебниках объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют природе музыкального искусства. Музыкальное обучение строится на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями. Благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств.
Пособия для учащихся
Рабочая тетрадь является составной частью УМК «Музыка». Предложенные в ней задания, в большинстве случаев игрового характера, пробуждают у ребенка творческие способности, воспитывают инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области музыки. Задания, как в учебнике, так и в тетради, способствуют развитию универсальных учебных действий, достижению планируемых предметных результатов.
Учащиеся в ходе прохождения учебного материала приглашаются в музыкальное путешествие.Их ждет встреча с героями сказок. Дети знакомятся с музыкой о временах года, о родном доме, читают рассказы о музыкальных инструментах, пробуют себя в роли певцов, дирижеров, художников и даже композиторов. В тетради можно писать и рисовать, раскрывая свои способности.
Физическая культура
Авторы программы: В.Н.Шаулин,Н.А.Доманина
Учебник для 1-4 класса соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В.Занкова.
Экономика
(внеурочная деятельность)
Авторы курса: Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова
Занятия по курсу не только решают задачи экономического образования, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Решение нравственных и экономических проблем помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Курс экономики дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
«Дом в Обычном переулке» – экономическая сказка для детей.