Учебники, рабочие тетради для 2 класса

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Русский язык

Автор программы: А.В. Полякова

Курс русского языка, разработанный А.В. Поляковой, выпускается в издательстве «Просвещение». В связи с переходом на ФГОС НОО указанный курс был в некоторой степени скорректирован и дополнен новыми рабочими тетрадями.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа ориентирует на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, а также детей между собой. В таком сотрудничестве учащиеся получают первичные сведения о речи, языке и литературе, расширяют свой кругозор, активно используют в различных учебных ситуациях внутреннюю и внешнюю речь (устную и письменную).

Центральным звеном изучения предмета является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.

Тетради проверочных работ «Что я знаю. Что умею», в 2 ч. (авт. И.В. Щеглова), содержат работы для организации тематического контроля на уроках русского языка во 2 классе. В соответствии с программой эти работы распределены по полугодиям. В каждой тетради-«перевертыше» представлены два варианта заданий, что дает возможность учителю организовать работу со всем классом и индивидуальную работу с отдельным учеником.


Математика

Авторы программы: И.И. Аргинская, С.Н. Кормишина

Цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения.

Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики.

На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях; демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке.

Рабочие тетради для учащихся

Авторы: Е.П. Бененсон, Л.С. Итина

Курс математики, помимо учебников, обеспечивается рабочими тетрадями, которые дополняют учебники и способствуют формированию прочных вычислительных навыков, необходимых для усвоения учебного материала. Тетради предлагают учителю богатый дополнительный материал для организации учебного процесса. Позволяют разнообразить формы работы с учащимися, повысить интерес к изучению математики. Задания тетрадей разнообразны по тематике и способам выполнения. Раскрашивая и восстанавливая рисунки по деталям, отгадывая ребусы головоломки, учащиеся, увлекаясь игровым сюжетом, производят вычисления, находят значения выражений, повторяют табличные случаи умножения и деления. Это способствует как закреплению полученных при изучении программных тем знаний и умений, так и общему развитию детей, пониманию ими красоты чисел.

Интерактивные вкладки в рабочих тетрадях по математике

В рабочих тетрадях по математике есть «Волшебные странички» - цветная вкладка, на которой можно выполнять различные задания и вычисления фломастером, многократно стирая написанное. Это помогает реализовать право ребенка на ошибку, создает на уроке ситуацию успеха.

Вкладка «Волшебные странички» - это своеобразная интерактивная доска, на которой дети могут делать вычисления, рисовать, выполнять различные творческие задания, многократно корректируя, изменяя свои работы, стирая влажной салфеткой нарисованное. Это позволяет избежать возникновения чувства тревожности при неудачных вычислениях, способствует развитию пространственного воображения, творческого подхода к изучению программного материала.

Дополнительные рабочие тетради по математике

Удовлетворить индивидуальные образовательные потребности детей, максимально индивидуализировать процесс обучения математике позволяет серия дополнительных вспомогательных пособий.

Рабочие тетради по математике «Волшебные точки. Вычисляй и рисуй» предназначены для развития навыков быстрого и рационального счета, применения вычислений в различных учебных и повседневных ситуациях (решение задач, работа с величинами, решение уравнений и неравенств). «Волшебные точки» – это удивительный мир чисел, выражений, уравнений, задач и величин, в работе с которыми ребенок развивает и совершенствует свои математические навыки. Точки, соответствующие результатам вычислений и соединенные последовательно, превратятся в веселые картинки, героями которых станут животные и игрушки. Материалы тетрадей способствуют общему развитию ребенка, пониманию им красоты мира чисел и окружающего мира.

В тетрадях «Двузначные числа», «Трехзначные числа» дети, выполняя задания по раскраске загадочных картинок, в увлекательной форме закрепляют знания разрядов и разрядных слагаемых, сложения и вычитания в пределах 999, табличного и внетабличного умножения и деления. В процессе работы у детей развиваются внимание и навык самоконтроля.

Тетради «Геометрия вокруг нас», «Мир линий», «Площадь и объем» и другие готовят младших школьников к изучению геометрии в основном звене школы. Интересные творческие задания направлены на развитие логического мышления, формирование начальных знаний и навыков по геометрии.

Книга «Веселая аРИФМетика» (авт. С.М. Белорусец) – это математика в стихах, сборник рифмованных арифметических задач, позволяющих детям в увлекательной форме заниматься математикой. Сборник включает в себя как простые задачи для самых маленьких, так и задачи, отвечающие требованиям программы начальной школы. Книга способствует формированию у детей навыков устного счета, выполнения в уме всех четырех арифметических действий.

Тетради проверочных работ «Что я знаю. Что умею», в 2 ч. (авт. Л.А. Иляшенко), содержат работы для организации тематического контроля на уроках математики во 2 классе. В соответствии с программой эти работы распределены по полугодиям. В каждой тетради-«перевертыше» представлены два варианта заданий, что дает возможность учителю организовать работу со всем классом и индивидуальную работу с отдельным учеником.


Окружающий мир

Авторы программы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Основу интегрированного курса составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок), – служит упорядочиванию широкого и разнообразного содержания интегрированного курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

Рабочая тетрадь для учащихся

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся. Предложенные в ней задания расширяют знания детей об окружающем мире и придают им действенный характер, создавая условия для общего развития детей.

Содержание расширено за счет заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий у учащихся. Предусмотрена система самооценки, направленная на развитие умений адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и воспринимать оценку своей работы учителем. Тетрадь прекрасно иллюстрирована.

В тетради есть цветная вкладка с наклейками, которые используются при изучении соответствующих тем учебника. Они вносят разнообразие в процесс усвоения ребенком учебного материала, являются дополнительным фактором мотивации и рационализации учебной деятельности, способствуя организации деятельностного подхода в обучении, делают учебный процесс более динамичным и интересным.


Литературное чтение

Автор программы: В.А. Лазарева

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи:

  • изучение основ литературы;
  • практика анализа художественных текстов;
  • опыт самостоятельной творческой деятельности.

Литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства, являющийся предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания. Поскольку литература - это вид искусства, то на уроках литературы нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами.

Пособия для учащихся

В дополнение к учебнику разработана хрестоматия по литературному чтению. В ней представлены произведения детских писателей о дружбе, семье и отношениях в ней, родителях и детях, о природе и животных. Большое внимание уделено нравственной тематике. Книга структурно и по проблематике продолжает работу, начатую в учебниках, и расширяют круг чтения учащихся. Хрестоматия соответствует возрасту учащихся и может быть использована при работе по любым другим учебникам литературы, а также для домашнего чтения.


Технология

Автор программы: Н.А. Цирулик

Цель курса – оптимальное общее развитие каждого ребенка средствами предметно-практической деятельности. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Пособия для учащихся

Рабочая тетрадь «Волшебные секреты» является учебным пособием по технологии. Она посвящена получению первичных навыков работы с бумагой - вырезанию, складыванию, гофрированию, приклеиванию, а также обрыванию, складыванию, гофрированию различных геометрических фигур, плетению, оригами. В тетради содержится система заданий для развития творческого мышления детей. Страницы с цветной бумагой и выкройками предназначены для разрезания.

Тетрадь для практических работ «Бумажный калейдоскоп» является приложением к учебнику, специально разработана как дидактический материал для использования вместе с ним. Задания тетради являются непосредственным продолжением, развитием заданий учебников. Ряд страниц предназначен для вырезания деталей; на некоторых даны красочные основы, на которые дети приклеивают детали или готовые поделки. В процессе работы с тетрадью все ее страницы вырезаются и становятся отдельными поделками или основами для их оформления. У ученика есть возможность выбора, на какую картинку наклеить детали, какого цвета выбрать бумагу, какую основу взять и т.д.

Книги серии «Любимый образ» - великолепный подарок для тех, кто занимается детским прикладным творчеством. В них в увлекательной форме предлагается интересная естественно-научная информация, сказки, загадки. Но главное – рассказывается и показывается, как названные образы дети могут воплотить в различных техниках (аппликация, мозаика, лепка, плетение, оригами и т.д.) из самых разных материалов. Книги содержат множество практических советов, как приготовить своими руками подарки друзьям и близким, украсить дом. Они снабжены выкройками и схемами и могут использоваться на школьных уроках, занятиях кружков творчества, в кругу семьи.


Английский язык
«Волшебная радуга/Magic Rainbow»

Авторы программы: Е.А. Святловская, С.Ю. Белоусова, М.А. Гацкевич, И.В. Ерохина, М.А. Рослик

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника, его готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника.

Курс английского языка «Волшебная радуга/Magic Rainbow» характеризует его практическая направленность на пользование языком, что возможно только при реализации системно-деятельностного и индивидуального подхода в обучении.

Учебник (Student’s Book) является главным компонентом курса и включает в себя основной обучающий материал. Он предлагает поурочную организацию материала: каждый разворот представляет собой один урок (Lesson). Уроки объединены в разделы(Units) по тематическому принципу. В учебнике представлены разнообразные организационные формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.

Учитель может реализовать дифференцированный подход к обучению (выбрать базовый или повышенный уровень). Учебник 2 класса содержат раздел инсценировки сказок(School Play), поурочный словарь (Word List), комментарии к заданиям для родителей на русском языке (Parents’ Guide), а также алфавитный словарь с транскрипцией (Vocabulary) для ознакомления детей со структурой англо-русского словаря.

Каждый раздел учебника заканчивается уроком самопроверки (Revision), позволяющим учащимся не только применить полученные знания и умения, но и развивать метапредметные умения и познавательные интересы, демонстрируя личностные образовательные результаты (бланки для выполнения проектов приводятся в рабочей тетради), а также таблицей самооценки (My Progress), в которой учащиеся самостоятельно оценивают приобретенные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с помощью условных обозначений, что способствует саморефлексии, осмыслению учебной деятельности и дальнейшей мотивации к обучению.

Пособия для учащихся

Рабочая тетрадь (Activity Book) содержит упражнения, кроссворды, ребусы и головоломки, необходимые для успешной отработки и закрепления материала, пройденного на уроке, и развития учащихся. Каждый разворот рабочей тетради соответствует одному уроку учебника. В конце рабочей тетради помещены приложения: перевод заданий на русский язык для родителей (Parent’s Guide), грамматический справочник (Mini Grammar), прописи (Handwriting Unit), листы-заготовки для оформления проектов (Projects), алфавит (Alphabet).


Изобразительное искусство

Автор курса: С.Г. Ашикова

Учебники «Изобразительное искусство» вышли под редакцией А.А. Мелик-Пашаева, д. психол. н., члена Союза художников России, лауреата премии Правительства РФ в области образования, главного редактора журнала «Искусство в школе», и С.Г. Яковлевой, к. п. н., директора Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. Содержание учебника направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир. Учащиеся знакомятся с начальными понятиями изобразительного искусства, творчеством лучших русских и зарубежных художников.

Большое внимание в учебнике уделено приобретению школьниками первоначальных навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности, пробуждению интереса к рисованию.

Содержание альбома «Учимся у великих художников» направлено на развитие воображения, наблюдательности, творческого потенциала ребенка, формирование у него художественного взгляда на окружающий мир и расширение кругозора в области изобразительного искусства. Учащиеся приобретают первоначальные навыки рисования, работают в разных графических техниках и с различными материалами.

Альбом позволит детям познакомиться с широким спектром художественных материалов, их особенностями, свойствами и способами применения в изобразительном искусстве; помогут лучше понимать произведения искусства и воспринимать их выразительность; научат рисовать на тонированной бумаге, чтобы разнообразить художественные подходы и приблизить к профессиональной, грамотной работе художника; познакомят ближе с понятием «цветной круг», в котором заключены законы цветовых сочетаний и гармоний.


Музыка

Автор программы: Г.С. Ригина

Цель курса – заложить основы музыкальной культуры школьника как часть его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни. Музыкальный материал в учебниках объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют природе музыкального искусства. Музыкальное обучение строится на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями. Благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств.

Пособия для учащихся

Рабочая тетрадь является составной частью УМК «Музыка». Предложенные в ней задания, в большинстве случаев игрового характера, пробуждают у ребенка творческие способности, воспитывают инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного музицирования. Задания, как в учебнике, так и в тетради, способствуют развитию универсальных учебных действий, достижению планируемых предметных результатов.

Учащиеся в ходе прохождения учебного материала приглашаются в музыкальное путешествие. Их ждет встреча с героями сказок. Дети знакомятся с музыкой о временах года, о родном доме, читают рассказы о музыкальных инструментах, пробуют себя в роли певцов, дирижеров, художников и даже композиторов. В тетради можно писать и рисовать, раскрывая свои способности.


Физическая культура

Авторы программы: В.Н. Шаулин, Н.А. Доманина

Учебник для 1-4 класса (авторы: В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назарова, Г.С. Шустиков) соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС НОО, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построено на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.


«Учимся учиться и действовать»

Авторы: М.Р. Битянова, Т.В. Беглова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса.